священник Яков Кротов (yakov_krotov) wrote,
священник Яков Кротов
yakov_krotov

Честертон предлагал непременно указывать обстоятельства написания текстов... Розанов указывал. Вот текст Зубова с его нелицеприятной критикой Кремля и протестом против люстрации - это ведь произносилось в пиар-проекте Кремля "Клуб Валдай"... "Я Вам, Ваше Величество, прямо скажу... Вы гений, Ваше Величество!".

А ко мне нынче привязалась мелодия... Помню, что-то американское, связанное с гражданской войной... Натурально, оказался Боевой марш республики. Пока искал, выяснил любопытную вещь. Мелодию написал в 1855 году Уильям Стеф, был это спиричуэл, классический протестантский гимн про дивные берега Ханаана. В 1860-м кавалерист Томас Бишоп переделал для армии, вышло очень трогательно: вот лежит в могиле Джон Браун (был такой борец с рабством, но солдаты пели в убеждении, что это парень из соседнего отделения... в армии каждый третий Джон и каждый четвёртый Браун). Лежит, лежит, лежит - трижды, а его душа жива. Аллилуйя! Он теперь солдат Божьей армии. Трижды. Его ранец у него на спине. Трижды. На дороге его ждут овечки. Трижды. Один из русских переводов обнаруживает поразительное непонимание - ради сохранения ритма: "Он с ранцем идет среди нас". Да нет, не среди "нас", а на небе. Смысл простой: не грусти, солдат, если и убьют, так оно и к лучшему, не надо будет больше тут гнить в грязи и слушать офицерскую ругань.

Два года спустя один священник попросил свою знакомую даму написать другие слова, что та и выполнила, да ещё утверждала, что ей было видение "во сне тонцем". Разница между этим текстом и предыдущими - разница между национализмом-патриотизмом и нормальным человеческим отношением к Богу и к войне. Нормальное - Бог спаситель, а война это гибель и гадость. Патриотическое... Джулия Хоув наложила в патриотизм кучу библейских цитат. Бог грядет, гроздья гнева, меч разящий, военные костры - как огонь на алтаре, Герой, рожденный от женщины, поразит змея... Выше голову, солдатик, ты у нас Иисус Христос! Христос умер, чтобы освятить людей, давай умрём, чтобы освободить людей!

Вспоминается, как старику Хоттабычу кондуктор предложил: "Давайте останемся!". Но почему-то остаться пришлось только Хоттабычу. И так всегда: "Давайте умрём" - предлагает очередной гимнописец, но сам отправляется в ресторан, а не на фронт.

Особенно очаровательно, что этот гимн стал символом патриотизма и любви к нации. Позвольте, о какой "патрии", о каком отечестве идёт речь? Всё-таки война шла гражданская, между гражданами одного государства. Что, южане не были патриоты? Людьми без нации, без роду-племени? Ну-ну... В истории США этот абсурд заложен ещё с войны за независимость, когда одни англичане стали воевать с другими англичанами...

Исправить милитаризм нельзя. Он всегда будет абсурден, он всегда будет готтентотским. Если американец убивает афганца за тридевять земель от своего дома - он хорошо поступает, защищает свою патрию и свободу человечества. Если афганец убивает американца за тридевять земель от своего дома или даже рядом со своим домом - он плохо поступает. Три тысячи погибших мирных американцев - плохо, сто тысяч погибших мирных иракцев - хорошо. Эй, к русским, голландским, польским, израильским, атлантидским и прочим солдатам это тоже относится! Глори-глори-аллилуйя... Цигель-цигель, аллилуия трижды и один раз - цигель-цигель айлюли, я теперь только так буду петь. Был хороший христианский гимн, была хорошая солдатская попевка, нет - надо было скрестить и сделать убийственного урода, использующего и Бога, и человеческие чувства для нужд Министерства Мира. На людей, непривычных к церковным гимнам, очень действует - ещё один довод в пользу регулярного участия в богослужении, причём активно, с пением. Чтобы не пускать слезу, когда на величественную музыку кладут ложь и поминают имя Божие всуе.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author