священник Яков Кротов (yakov_krotov) wrote,
священник Яков Кротов
yakov_krotov

Христос как доказательство бытия Божия

Когда доказываемое – доказательство

«Бог есть, потому что об этом говорит Слово Божие».

Заявление столь же банальное, сколь алогичное.

Этот алогизм в разных видах присутствует, видимо, в любом религиозном сознании. Когда иудей верует, что Бог творил мир, сверяясь с повествованием Торы о творении мира – смешно? Телега ставится впереди лошади? Мотор запитывают от выхлопной трубы? Да, конечно.

Если говорить о христианстве – во всяком случае, о русском православии – то в нём ведь совершенно отчётливо Христос есть доказательство бытия Божия. Где-то на тысячелетней дороге потерялась изначальная логика: Иисус есть Сын Божий, потому что так сказал Бог во время крещения Иисуса. Утрачена и более приземлённая вариация этой логики: Иисус есть Христос, потому что Он соответствует тому, что говорит о Христе Слово Божие, Закон и Пророки.

Не от Бога ко Христу, а от Христа к Богу, – вектор, совершенно несомненный для всего XIX века, и не только русского. Ближайшая, материальная причина очевидна. В культуре, где Бог – социальная условность, призванная оправдать структуры господства от семьи до монархии, вера не только не обязательна, она помеха, она даже противоречит религии. Так в большевистской диктатуре самая гнусная антисоветчина была не разговоры о Боге, а жажда вполне коммунистической социальной справедливости. Неверующий человек, без малейшего религиозного опыта, – он из насильно навязываемой религии выковыривает, что хоть сколько-то отвечает его опыту. Иисус – соответствует. Жил, выкаблучивался, получил нахлобучку, – в общем, прикольный чувак. Если бы ещё с бабами вёд себя решительно, вообще был бы мужик что надо.

Кольми паче в советские годы. Извращённая логика Флоренского (если есть «Троица» Рублёва, то есть Бог) в условиях тотального отрицания религии стала чуть менее извращённой. Если есть Звенигородский Спас, то есть Звенигород, но, пожалуй, есть и какой-то отец у этого вдохновенного, которого «они» так старались соскоблить, да не дососкоблили (на самом деле, Звенигородский Спас в аховом состоянии благодаря православным, а не большевичкам; впрочем, вовремя его начали реставрировать тоже православные). Если есть явление Христа народу, то должно быть где-то там, откуда Он явился. «Мы говорим Ленин, подразумеваем – партия». Один видим, два в уме – Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Неудивительно, что столько людей, придя в Церковь, покинули её с лёгкостью необыкновенной.

Среди покидающих два совершенно разных потока.

Одни – твёрдые монотеисты, которые попали в православие, потому что это была единственная религия в их окружении, и которые лишь постепенно поняли, что Христос – это серьёзно. Тут они и отчалили, потому что серьёзно отнестись к тому, что у Бога таки есть Сын, никак не могли.

Другие – не менее твёрдые монотеисты, для который единственный Бог – это Иисус. Когда они обнаруживают, что у этого Бога якобы есть Отец, их шокирует так же, как тех, кто обнаруживает у Бога Сына. Сказано «един Бог», так един Бог! Единый Бог – это пронзает как облако и уносит ввысь как молния. Ты никогда не будешь прежним, даже если расстанешься с этим.

Но есть, слава Богу, и те, кто есть. Те, кто в какой-то момент увидели в Отче доказательство Сына, и те, кто увидел в Сыне доказательство Отца. Сам Иисус сформулировал это как «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Это Он сказал, а вот чего Он при этом не сказал – что каждому, кому Сын открывает Отца, Он навязывает и Себя в нагрузку. Пожалуйста – быть христианином не обязательно. А что, жизнь – это только то, что обязательно? Если бы это было так, эволюция не пошла бы дальше трилобита.

Вся суть благодати в том, что делает предмет поиска – путеводителем. Словно квантовый скачок – вот сейчас ты искал, а через мгновение (месяц, год, «мгновение» понятие условное) Тот, Кого ты искал, помогает тебе найти тебя, который вроде бы никуда не терялся, а на самом деле больше всего под вопросом. Отправная точка превращается в многоточие, многоточие – в краеугольный камень. Потому дух (и не только с большой буквы) и сравнили с духом – то есть, с ветром, что тут простор и бесконечность не столько экстенсивные, от расширения, сколько от кружения бесконечного в конечном и конечного в бесконечном.

Данное сообщение изначально опубликовано в блоге Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном блоге.

Tags: Без рубрики
Subscribe

  • ЖЖ

    Еще раз: покидаю ЖЖ. Эта запись последняя. Помимо того, что он не выполняет свою функцию – нет общения (в отличие от ФБ), ЖЖ –…

  • Антивоенное

    Самое главное сейчас – сделать что-нибудь базовое, что и до войны, и во время войны, и после войны имеет смысл. Мне вспоминается рассказ отца…

  • ОБРАЩЕНИЕ К ПРАВИТЕЛЯМ И ГРАЖДАНАМ РОССИИ

    Я, Яков Кротов, от правящих моей страной людей требую: вывести из Украины всех российских военных, не пытаться оторвать Крым от Украины, не…

Comments for this post were disabled by the author