священник Яков Кротов ([info]yakov_krotov) wrote,
@ 2008-05-18 22:03:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
ПЕРВЫЙ ИНГРЕДИЕНТ
Сахаров, когда он выступал после освобождения, плохо воспринимался – уж очень дикция была испорчена резиновой кишкой (принудительное кормление). Лишь потом, читая, понимал, что он фантастически логичен и умён до умения возвращать банальностям смысл. Формула «мир, прогресс, права человека» страшно банальна, особенно в первой части. Банальна математически – слишком часто о защите мира говорилось в советское время. Между тем, формула не так проста. Во-первых, из трёх компонентов два последних – лишние. Если стремиться к миру и добиться мира, то прогресс и права человека заработают сами собою. Во-вторых, формула очень иерархична: мир важнее прогресса и прав человека. Мир – первый ингредиент (О'Генри назвал мясо – первым, картошку – вторым, а луковицу – третьи ингредиентом жаркого). Правозащитное движение сбоит, когда лук заменяет мясо. Идеальные правозащитники – Гавел, да и тот же Сахаров, потому что в них был концентрированный внутренний (и внешний) мир. Большинство же правозащитников не мирного духа, а унылого. Во всяком случае, такова традиция, сформировавшая в 1970-е.

Неявно и то, что в словосочетании «защита прав человека» опущено важное слово. Самое важное часто опускают как абсолютно понятное. «В комнату вошёл человек в галстуке», - знаменитый пример Стругацких (опущены трусы, майка, брюки, рубашка). «Защита прав человека» всегда – защита прав другого человека. Этого не чувствуют те, кто обвиняют идею прав человека в поощрении эгоизма, индивидуализма и атомарности. Есть люди, конечно, защищающие свои права – это индивидуалисты и эгоисты. Таковы всевозможные консерваторы и реакционеры, защищающие своё право определять смысл слов, руководить обществом в целом и всякими разными людьми в частности. Правозащитники же защищают не свои права, а чужие, этим освящены и человечны, диалогичны и коммуникативны.

А теперь в порядке исключения дневниковое... Это ведь примерно то, что я сегодня имел честь говорить на «Сахаровской маёвке». Самодуров после этого вышел на сцену с Львом Пономарёвым, и Пономарёв стал рассказывать о гонениях на Сахаровский центр, а Самодуров – о гонениях на пономарёвский правозащитный центр. Чтобы продемонстрировать отсутствие эгоизма. Самодуров, кажется, решил, что я на него напал – мол, не надо себя защищать. Вот каково быть подследственным! А я как раз имел в виду, что Самодуров правильно ведёт курс центра – он защищает права других, и выставка «Запретное искусство» защищала права других, и не только художников, но и зрителей.

Народу меньше, чем год назад – человек триста. Кажется, я – самый младший. Как в новодеревенском приходе – все старше меня. Да что там я – моложе 35 никого. Старое и новое диссидентства пока текут отдельно, а жаль. Подозреваю, что в ЖЖ о маёвке и не сообщалось вовсе. Маленькой сенсацией было (для меня) выступление о. Глеба Якунина, который ранее старался не вмешиваться в спор вокруг «запретного искусства», а тут не выдержал и разразился раёшным стишком, в котором Микки Маус (на одной из картин ведь Микки Маус в роли Спасителя) рифмуется с Эммаусом.

Совпадение: стою, смотрю на Нателлу Болтянскую. Мне звонят на сотовый с «Эха Москвы» и приглашают на передачу Болтянской в среду. Я подхожу к ней и спрашиваю: вот, зовут, но только у меня такая заморочка – Вы будете называть меня в эфире «отец Яков»? Нет, говорит, будет называть по-светски. Я, следовательно, не приду. Но вот сейчас глянул – о. Михаил Ардов у Болтянской (www.echo.msk.ru/programs/kontrudar/43740), и она его спокойно и не раз называет «отец Михаил». La donna e mobile!

А мир тесен… Мы с женой и кузиной из Калача потом пошли (благо бесплатно) в Третьяковку. Ошеломительно гнусны в оригинале привезённые Сотбис прерафаэлиты. Фотошопениана. Семирадский в кубе. Как всегда, хорош репинский портрет Толстого, Толстой же Крамского по-прежнему плох. Перед плохими иконами молиться нетрудно, перед Звенигородским Спасом молиться невозможно. Он – для другого, для чего-то более глубокого. А вот перед его репродукцией – вполне. Он – не копия, не образ, он сам по себе. А вот копия его – уже всего лишь копия. На обратном пути налетели на Андрея Ерофеева – зав. современным искусством в Третьяковке, которому послезавтра будут предъявлять обвинение по тому же делу. Я, грешным делом, его не узнал сразу, он меня узнал (благо я был в подряснике).

Страшно подумать, сколько раз меня сфотографировали, пока я стоял в очереди в Третьяковку (минут тридцать – много нас, халявщиков, а не партнёров). Ну как же – поп в очереди за искусством! И всё так украдкой норовили щёлкнуть. А мне-то что – я не Агафья Лыкова, существо я совершенно бездушное и потому и не боюсь, что мою душу украдут фотоаппаратом.

По пути в церковь остановил меня сегодня очень стройный господин лет 75 без передних зубов и с почти эротической щетиной и спросил, предъявляя сразу два нательных крестика: «А если меня обидели, Бог накажет его или люди?» - «А зачем наказывать? Вы что, никогда никого не обижали? Простите и будете квиты». Джентльмен долго кричал мне вслед на всю Гастелло (или на всё Гастелло?), что он в жизни никогда никого не обижал.

Месяца полтора назад почти на этом же месте джентльмен лет 50, по виду владелец небольшой автомастерской, спросил меня: «Батюшка, хочу сыну икону архангела Михаила подарить на именины, какую лучше – в рост или поясную?» - «А какая у него икона Спасителя, - наивно ответил я, - такую и дарите». – «Спасителя?» - «Господа Иисуса Христа», - пояснил я, ощущая какое-то непонимание. – «А зачем это ему еврейский бог? Пусть у него будет наш, Михаил!»

А вот я маюсь:

Сахаровская маёвка 2008 года
«Сахаровская маёвка 2008 года» на Яндекс.Фотках


(Post a new comment)


[info]mpmouse
2008-05-18 06:51 pm UTC (link)
Да, маевка в ЖЖ никак не объявлена, во всяком случае в достаточно разнообразном моем кругу друзей - молчание. Да и сам Сахаровский как-то видимо вяло рассылал - в прошлом году мне Люда Василовская присылала приглашение, да я была в деревне. А сегодня в Москве, но приглашения не было. Кстати видала обоих, и Самодурова и Люду на вечере памяти Анны Альчук в Зверевском 14го - и тоже ни слова о маевке. Похоже они слишком подавлены началом нового процесса.

(Reply to this)


[info]vespro
2008-05-18 07:02 pm UTC (link)
Про Сахарова - он был поразительный. Одно из сильнейших впечатлений моих от человечества.
А про господина, который никого не обижал - обалдеть... А ВДРУГ?

(Reply to this)(Thread)

гм
[info]yakov_krotov
2008-05-18 07:05 pm UTC (link)
Вот Вы душевный человек... Не-эт, только женщин надо рукополагать! Действительно, - а вдруг... А может это Сам явился мне и испытывал моё сердце... Ну нету у меня сердца! То есть, нету у меня и сердца! Чего ни спросите, ничего у меня нетути!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: гм
[info]vespro
2008-05-18 07:15 pm UTC (link)
НИНАДА. Давайте оставим хоть одну мужскую профессию...
У вас умищщще есть. А это - бремя.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: гм
[info]yakov_krotov
2008-05-18 07:25 pm UTC (link)
Мой ум - моё бремя, знамя, стремя и вымя!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: гм
[info]menudo_culete
2008-05-18 07:27 pm UTC (link)
и темя. и главное - семя ;))

(Reply to this)(Parent)

Re: гм
[info]vespro
2008-05-18 07:44 pm UTC (link)
Насчет вымени. Неужто дивиденды приносит?!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: гм
[info]yakov_krotov
2008-05-18 08:28 pm UTC (link)
Я имел в виду кормление других чистым словесным молоком.

Впрочем, что греха таить... Как там Зощенко: "Мы пишем не ради гонорара, но деньги вносят приятное разнообразие в нашу жизнь"...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: гм
[info]vespro
2008-05-18 08:33 pm UTC (link)
Это правда :)))

(Reply to this)(Parent)


[info]na_krau
2008-05-18 09:13 pm UTC (link)
«Батюшка, хочу сыну икону архангела Михаила подарить на именины, какую лучше – в рост или поясную?» - «А какая у него икона Спасителя, - наивно ответил я, - такую и дарите». – «Спасителя?» - «Господа Иисуса Христа», - пояснил я, ощущая какое-то непонимание. – «А зачем это ему еврейский бог? Пусть у него будет наш, Михаил!»

Ужос...

(Reply to this)


[info]leptoptilus
2008-05-18 09:42 pm UTC (link)
Неужели "Святая Цецилия" и "Жасмин" тоже "ошеломительно гнусны"? Кстати, не подскажете, как истолковать сюжет "Цецилии"?

(Reply to this)(Thread)

мм
[info]yakov_krotov
2008-05-19 03:45 am UTC (link)
Жасмин не помню, Цецилия - конечно, гнусна. В смысле зализанности и слащавости. Как истолковать сюжет на ходу не скажу.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]leptoptilus
2008-05-19 07:16 am UTC (link)
Вам не кажется, что ругать прерафаэлитов за "зализанность и слащавость", т.е. за эстетизм и сентиментальность -- все равно что абстракционистов за абстрактность?
("Жасмин" -- http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=33F0K2PF&lotType=artist&aID=26302)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

мм
[info]yakov_krotov
2008-05-19 09:17 am UTC (link)
Ну, во-первых, я сужу каждого по законам, которые они себе устанавливает. Прерафаэлиты извратили идеал, который сами провозгласили. Во-вторых, есть очень хорошие прерафаэлиты, но тут их не наблюдалось. В-третьих, помилуйте - я высказал своё личное мнение, нимало никому его не навязывая. Обратите внимание - особенно, если Вы настроены учить меня - на правила данного ЖЖ.\

С уважением

с.я.к.

(Reply to this)(Parent)


[info]edictum
2008-05-18 11:29 pm UTC (link)
Уважаемый отец Яков,
если у Вас найдётся минутка, объясните мне, пожалуйста, что Вы понимаете под прогрессом (что-то мне подсказывает, что Вы понимаете под этим не усовершенствование телефонных и летательных аппаратов и даже не смягчение нравов, поэтому хотелось бы услышать)

(Reply to this)(Thread)

прогресс
[info]yakov_krotov
2008-05-19 03:46 am UTC (link)
Ей-ей, я под прогрессом имею в виду ровно то же, что все - включая изобретение и усовершенствование аппаратов и смягчение нравов. Надеюсь, это имел в виду и Сахаров.

С уважением с.Я.К.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: прогресс
[info]edictum
2008-05-19 05:06 am UTC (link)
Спасибо.
Но тогда немного странно. На летательном аппарате можно улететь далеко в любую сторону :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: прогресс
[info]yakov_krotov
2008-05-19 05:11 am UTC (link)
Минуточку - Вы же упомянули ещё и прогресс нравов, и вдруг про него забыли. И я не вижу ничего дурного в возможности улететь (уползти, уйти) в любую сторону. Для себя, во всяком случае. Вас, возможно, нужно посадить на цепь - это уж Вы сами за себя решайте. Хотя я, будучи прозорливым старцем, не советовал бы...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: прогресс
[info]edictum
2008-05-19 05:37 am UTC (link)
Нет, на цепь я не хочу ) Просто когда вместе с аппаратом не прогрессирует понимание "куда лететь", не вижу в этом движения вперёд (как, впрочем, и назад). Это как бы нейтральная вещь.
А прогресс нравов как раз может отражать серьёзные перемены, если только при этом внешне грубое насилие не компенсируется внешне менее грубым.
Я бы со своей стороны увидела прогресс в действительном снижении доз насилия.

(Reply to this)(Parent)

Сахаровская маёвка, 18 мая 2008 г.
[info]agitator_mass
2008-05-19 10:58 am UTC (link)
103,05 КБ

109,26 КБ

(Reply to this)


[info]demset
2008-05-19 03:02 pm UTC (link)
такая заморочка – Вы будете называть меня в эфире «отец Яков»?

Отчего существует такая заморочка?

(Reply to this)(Thread)

http://www.krotov.info/spravki/help/var/obrasch.htm
[info]yakov_krotov
2008-05-19 04:25 pm UTC (link)
http://www.krotov.info/spravki/help/var/obrasch.htm

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…